Dzen-Buddism.NaroD.rU Дзен-буддизм. Рефераты.

Жизнеописание Будды Заказ дипломов, курсовой, рефератов, диссертации. Диплом на заказ. Курсовые, рефераты, диссертации на заказ. Заказать диплом, курсовую, реферат. Дипломные работы на заказ.
Возникновение и распространение буддизма  
4 благородные истины и 8-й путь Заказ дипломов, курсовой, рефератов, диссертации. Диплом на заказ. Курсовые, рефераты, диссертации на заказ. Заказать диплом, курсовую, реферат. Дипломные работы на заказ.
Учение об "атмане"  
Теория дхарм Заказ дипломов, курсовой, рефератов, диссертации. Диплом на заказ. Курсовые, рефераты, диссертации на заказ. Заказать диплом, курсовую, реферат. Дипломные работы на заказ.
Резюме  
Ссылки  

Теория дхарм

Дхарма – одно из основных и широких понятий в буддизме. Собственно, сами буддисты называют свое учение дхармой, это одна из трех его жемчужин наряду с Буддой и Сангхой. Современная исследовательница В.Г. Лысенко под дхармой подразумевает «целостность всего буддийского пути спасения», при этом проповедь Будды – это одна из «форм его выражения». Формула буддийского символа веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхармы) бытия, их причинную связь и методы окончательного подавления их действенности, т. е. превращения динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя.

В свете понятия дхармы бытие является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Термин «дхарма» встречается в литературе буддизма очень часто, особенно в философских сочинениях. Как отмечает известный буддолог О.О. Розенберг, «понятие "дхарма" в буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм. В таком же смысле мы, например, называем философию Платона учением об идеях или философию Канта трансцендентальной философией».

Понятие дхармы многозначно. Так, в «Ригведе» оно означает закон, общий порядок и упоминается в связи с Ритой. В «Атхарваведе» – это правило, обычай, а в брахманической литературе и «Упанишадах» дхарма связывается с добродетелью, моральным долгом, истиной.

В буддийских сутрах дхарма описывается, как «общий взгляд на мир, который надлежало иметь буддисту, это картина мирового устройства, построенная на образах и сравнениях, это Вечная Истина, увиденная Буддой в результате озарения». Приверженцы одной из школ буддизма Хинаяны разъясняют этот момент так, что весь мир, жизнь – это поток, состоящий из дхарм – элементов окружающего мира. В мире не существует единства процессов и субстанций. Дхармы сменяют друг друга, возникая и уничтожаясь, и период существования каждого элемента очень короток.

Основное же и, вероятно, первоначальное значение термина встречается в философских сочинениях, а также в сутрах, где под дхармами понимаются «носители», или истинно-реальные, непознаваемые субстраты тех элементов, на которые в абстракции разлагается поток сознательной жизни, т.е. единство субъекта и переживаемого им мира, как внешнего, так и внутреннего. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только «признаки», или проявления дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а «проявлениями дхарм», однако ради краткости часто употребляется термин «дхарма» вместо выражения «проявление дхармы»; в таком случае понятие «дхарма» можно передавать словом «элемент».

Банк рефератов.

 

Hosted by uCoz