Теория дхармДхарма – одно из основных и широких понятий в буддизме. Собственно, сами буддисты называют свое учение дхармой, это одна из трех его жемчужин наряду с Буддой и Сангхой. Современная исследовательница В.Г. Лысенко под дхармой подразумевает «целостность всего буддийского пути спасения», при этом проповедь Будды – это одна из «форм его выражения». Формула буддийского символа веры, которая содержит кратчайшее изложение сути и духа буддизма, гласит, что Будда открыл элементы (дхармы) бытия, их причинную связь и методы окончательного подавления их действенности, т. е. превращения динамичных элементов бытия в состояние вечного покоя. В свете понятия дхармы бытие является взаимодействием множественности тонких, конечных, далее недоступных анализу элементов материи, духа и сил. Термин «дхарма» встречается в литературе буддизма очень часто, особенно в философских сочинениях. Как отмечает известный буддолог О.О. Розенберг, «понятие "дхарма" в буддийской философии имеет столь выдающееся значение, что система буддизма в известном смысле может быть названа теорией дхарм. В таком же смысле мы, например, называем философию Платона учением об идеях или философию Канта трансцендентальной философией». Понятие дхармы многозначно. Так, в «Ригведе» оно означает закон, общий порядок и упоминается в связи с Ритой. В «Атхарваведе» – это правило, обычай, а в брахманической литературе и «Упанишадах» дхарма связывается с добродетелью, моральным долгом, истиной. В буддийских сутрах дхарма описывается, как «общий взгляд на мир, который надлежало иметь буддисту, это картина мирового устройства, построенная на образах и сравнениях, это Вечная Истина, увиденная Буддой в результате озарения». Приверженцы одной из школ буддизма Хинаяны разъясняют этот момент так, что весь мир, жизнь – это поток, состоящий из дхарм – элементов окружающего мира. В мире не существует единства процессов и субстанций. Дхармы сменяют друг друга, возникая и уничтожаясь, и период существования каждого элемента очень короток. Основное же и, вероятно, первоначальное значение термина встречается в философских сочинениях, а также в сутрах, где под дхармами понимаются «носители», или истинно-реальные, непознаваемые субстраты тех элементов, на которые в абстракции разлагается поток сознательной жизни, т.е. единство субъекта и переживаемого им мира, как внешнего, так и внутреннего. Сущность каждой дхармы трансцендентна, непознаваема; только «признаки», или проявления дхарм образуют поток сознательной жизни. Таким образом, элементы, на которые разлагается поток сознания, не являются дхармами, а «проявлениями дхарм», однако ради краткости часто употребляется термин «дхарма» вместо выражения «проявление дхармы»; в таком случае понятие «дхарма» можно передавать словом «элемент». |
Заказ дипломов, курсовой, рефератов, диссертации.
Диплом на заказ. Курсовые, рефераты, диссертации на заказ.
Заказать диплом, курсовую, реферат.